Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
БМАДОУ «Детский сад № 2»
Протокол №1_от_30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 2»
Е.П.Нечаева
Приказ №_62 _от_01.09.2021 г.

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
БМАДОУ «Детский сад № 2»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21
января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом
Российской Федерации и Уставом БМАДОУ «Детский сад № 2»
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей,
вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:

создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно
с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников
ДОУ к традиционной культуре;
• обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественноэстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
•

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

•

•

•
•

•
•
•

•

•
•

•

принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к
традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями
и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического
работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ДОУ. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными
условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и

семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи

5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных
отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского
сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение
в проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых
в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного
учреждения.
8.3. заведующий и старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
• посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Советом родителей и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
Принято с учетом мнения Совета родителей ДОУ
Протокол от
30.08. 2021 г. № 1

Нечаева Елена
Павловна

Подписано цифровой подписью: Нечаева Елена Павловна
DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C363637303038313933333035,
1.2.643.100.3=120B3032343836353730383730, email=bgo_2dou@mail.ru, c=RU,
st=Свердловская область, l=Березовский, o=БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №
2 "СВЕТЛЯЧОК" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ",
givenName=Елена Павловна, sn=Нечаева, cn=Нечаева Елена Павловна
Дата: 2021.11.16 10:20:50 +05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».