ПРИНЯТО: на Педагогическом совете БМАДОУ «Детский сад № 2» Протокол №1_от_30.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: Заведующий БМАДОУ «Детский сад № 2» Е.П.Нечаева Приказ №_62 _от_01.09.2021 г. Положение о взаимодействии с семьями воспитанников БМАДОУ «Детский сад № 2» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом БМАДОУ «Детский сад № 2» 1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия. 1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. 2. Основные направления, цели и задачи работы 2.1. Основные направления работы: • работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников; • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры; • изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; • вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом. 2.2. Цели взаимодействия: создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; • сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения; • формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.3. Основные задачи работы: • организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей; • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; • взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) • активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях; • выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. • выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; • повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка; • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественноэстетического, познавательного, речевого, технического развития детей; • создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. • 3. Основные принципы работы ДОУ 3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения: • принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»; • • • • • • • • • • • принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы; принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения); принцип доброжелательности всех участников содружества; принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения). принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре; принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника; принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия». 4. Организация работы 4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ДОУ. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы. 4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы: • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; • группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы; • составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей); • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи: • целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников); • планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); • конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и семьи: • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы; • взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; • обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; • учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; • ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями: • посещение семей на дому; • анкетирование; • наглядная пропаганда педагогических знаний; • родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы; • дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); • круглые столы; • деловые игры; • тренинги; • почта доверия; • семейные проекты; • творческие проекты; • тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы; • вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); • совместные праздники, досуги, развлечения. 4.6. Организация методической работы с педагогами: • семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей: • методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки; • методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); • методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка). 5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи 5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников. 5.2. Условия внутреннего взаимодействия: • создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки; • переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; • соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи; • тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. 5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями. 6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников 6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования. 6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. 6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией. 7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей 7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей). 7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. 7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. 7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении. 8. Контроль 8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. 8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения. 8.3. заведующий и старший воспитатель в рамках контроля имеет право: • посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя; • привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. Принято с учетом мнения Совета родителей ДОУ Протокол от 30.08. 2021 г. № 1 Нечаева Елена Павловна Подписано цифровой подписью: Нечаева Елена Павловна DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C363637303038313933333035, 1.2.643.100.3=120B3032343836353730383730, email=bgo_2dou@mail.ru, c=RU, st=Свердловская область, l=Березовский, o=БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 2 "СВЕТЛЯЧОК" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ", givenName=Елена Павловна, sn=Нечаева, cn=Нечаева Елена Павловна Дата: 2021.11.16 10:20:50 +05'00'